Новости

Главная > НОВОСТИ > Перспективные направления развития московского образования на примере развития ГБОУ Школа № 1770

Перспективные направления развития московского образования на примере развития ГБОУ Школа № 1770

16/05/2016
Руководитель школы № 1770 Михаил Горемыкин
Руководитель школы № 1770 Михаил Горемыкин

В успешном образовательном комплексе, каким и является ГБОУ Школа № 1770, есть и сильный, сплоченный педагогический коллектив способный развивать педагогическое мастерство и делиться богатым педагогическим опытом, и созданы условия для выбора индивидуальной образовательной траектории каждым обучающимся, ставшим в результате обучения творческой, социально активной, успешной, высококультурной, образованной, гармоничной личностью.

Так как же воспитать такого ученика, как создать условия для саморазвития коллектива, как привлечь в школу творческих, активных педагогов? Для этого школа должна стать вторым домом не только на словах, но и на деле. Отметим, что многие учителя ГБОУ Школа № 1770 раньше были её учениками, а старшие братья и сестры в семье и родители нынешних воспитанников сами закончили нашу школу, в которую привели потом своих детей. Так осуществляется связь поколений. Мы, администрация, учителя, ученики, родители, действительно, одна семья единомышленников. Воспитывая, обучая учеников, учительский коллектив в том числе выполняет запрос родителей, социальный запрос общества по развитию личности.

Современный мир очень сложен, ориентироваться в нём непросто даже взрослым людям. И детям и подросткам в наше время в нашей стране тем более нелегко определиться с истинными жизненными ценностями. В таких условиях особенно возрастает роль и значении школы, которая как социальный институт может помочь ребёнку сориентироваться в окружающей действительности. Предназначение школы – не только обучать, но и воспитывать, формировать духовный, душевный и физический облик ребёнка.

Перспективы развития города Москвы требуют от школьного образования новых подходов к социализации и процессу формирования гражданской позиции подрастающего поколения.

Изменения социально-политической и экономической системы обусловили кризис культурной, гражданской и личностной идентичности. Прямым его следствием является рост социальной дезадаптации, высокая степень конфликтности и агрессии, социального инфантилизма общества. Задачей образования становится формирование способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формирование межкультурной коммуникативной компетентности и толерантности. Следовательно, в школе должна вестись индивидуальная работа со всеми группами учащихся, также с их родителями. Активным помощником школы в деле воспитания, образования и социализации обучающихся должна стать общественность.

Совместными усилиями школы, органов власти и общественными организациями выстраивается комплексная система психолого-педагогической, правовой поддержки детей групп социального риска.
В школе созданы все условия для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов – это работа психологов с малыми группами учащихся, с классами, индивидуальная поддержка; занятия с логопедом, наличие сенсорной комнаты, кабинета психологической разгрузки.
Кроме того, школа делает все необходимое для поддержки и развития одаренных детей: существует развернутая система подготовки к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, индивидуальные программы обучения. Профильное обучение (кадетские, инженерные классы, наличие предпрофильного и профильного социально-педагогического, естественнонаучного, физико-математического обучения, охватывающего 100% обучающихся 7-11 классов) дает возможность каждому наиболее полно раскрыть свои способности.

Планируемый портрет выпускника школы — это человек, не только обладающий необходимым для человека XXI века набором знаний и навыков, но и соответствующий традиционному для России культурному коду. Грамотное владение русским языком, знание родной культуры и уважение к ней и традиционным ценностям, любовь к родине, твердая гражданская позиция, — далеко не полный перечень черт, которые должны отличать ученика нашей школы.

Поставленной цели развития и образования личности можно достичь с помощью гуманитаризации образования, максимально возможного использования потенциала социокультурной среды города, усиления воспитательной работы. Безусловно, важную роль в решении воспитательных задач играет урок. В воспитании гражданских качеств неоценима роль преподавателей общественно-гуманитарных дисциплин: истории, литературы, географии и т.п. Именно при изучении этих предметов учащиеся должны не просто постигать научные истины, узнавать историю, знакомиться с литературными произведениями, но и испытывать гордость за историческое прошлое своего народа, уважение и признание к людям, делающим историю, развивать умение объективно оценить то, что было сделано предыдущим поколением и определить роль свою и своего поколения в построении будущего страны. Уроки литературы, истории, обществознания должны научить учеников любви к стране, городу, людям, традициям и обычаям России, уважению и признанию истории, обычаев, традиций других народов и стран.

Значительный потенциал для социализации учащихся, развития их творческого потенциала и индивидуализации обучения содержится в системе дополнительного образования. Ученики школы могут посещать кружки и секции естественнонаучной, художественной, психолого-педагогической, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой направленности. Формирование направлений деятельности блока дополнительного образования напрямую связано с запросами и потребностями учеников.

Образовательный процесс организован с использованием ресурсов социокультурной среды города Москвы (музеи, театры, парки); ученики принимают активное участие в образовательных практиках в государственных учреждениях культуры, науки и на высокотехнологичных предприятиях, раскрывающих устройство современных инновационных производств и творческих индустрий, формирующих креативные навыки и мотивацию. Активно участвуют в просветительских проектах Департамента образования г. Москвы: «Профессиональная среда», «Субботы активиста», «Субботы мужества», «Университетские субботы».

Также школа постепенно становится центром досуга взрослых и детей микрорайона. Усиление образовательного и социализирующего потенциала этой сферы является актуальной задачей нашей системы образования: в школе регулярно проводятся спортивные праздники на улице и в помещении для детей, подростков и взрослых; концертные программы и спектакли для учеников, их родителей, жителей микрорайона; экологические детско-взрослые походы; совместные мероприятия учеников и представителей ветеранских организаций; творческие встречи и фестивали школьного актива нашей школы и школ города Москвы. Безусловно, дальнейшее создание и развитие образовательной и воспитательной системы школы в совместной творческой деятельности детей и взрослых по различным направлениям.

Первый социальный опыт ребёнок получает не только (не столько) в школе, но и в семье. Очень важно, чтобы семья и школа жили в согласии друг с другом, чтобы между ними сложился некий «педагогический альянс», поэтому особое значение в системе деятельности школы имеет работа с родителями. Таким образом, система образования ГБОУ Школа № 1770 может и должна стать средством воспроизводства культуры города Москвы, консолидации сообщества района, повышения социальной удовлетворенности населения.
Развитие ученического самоуправления — опора на интересы и инициативу учеников — важный ресурс развития образовательной и воспитательной системы школы. Ученическое самоуправление – одна из наиболее эффективных форм школьной жизни, в которой школьник получает и практикует полученный опыт социальной жизни, социальных взаимоотношений. Этому направлению воспитательной работы следует уделять больше внимания и времени, тем более, что в городе, стране активно развивается общественное движение школьников. Безусловно, важна социализация учащихся, в их общении с окружающими людьми, с социальными институтами и проявляется настоящая жизненная позиция, личностные качества. Тем более, прослеживается взаимозависимость воспитательных результатов и результативности обучения. Активные ученики, социально-активные классы показывают высокие и выше средних результаты учебы, показатели ОГЭ и ЕГЭ в 9-х, 11-х классах говорят о том, что низкие или неудовлетворительные результаты показали неактивные, социально неадаптированные учащиеся, не интересующиеся общественной
жизнью. Активисты школьного самоуправления, активные обучающиеся показали результаты несколько выше ожидаемых, то есть учащиеся-активисты общественной жизни показали и высокий уровень ответственности по отношению к учебе.

Один из главных показателей эффективности воспитательного процесса в школе – отношение учащихся к базовым общечеловеческим ценностям (Человек, Семья, Мир, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура). Но при создании воспитательной системы школы и при планировании воспитательной работы надо помнить, что школа не единственный, а иногда и не самый влиятельный (в плане воспитания детей) социальный институт. А раз так, то школа не должна брать на себя все грехи (как, впрочем, и все
заслуги) за неудовлетворительные (или, напротив, хорошие) показатели воспитанности школьников. Школа несет свою немалую, но при этом всего лишь долю ответственности за результаты воспитания детей. И поэтому, когда речь заходит об оценке качества этих результатов, надо помнить, что
это результаты не школьного, а социального воспитания–то есть воспитания, в котором школа участвует наряду с семьей, церковью, культурными и спортивными учреждениями, общественными организациями и т.п. Более того, нужно иметь в виду и стихийное воздействие на детей самых разных неформальных общностей, специально не ставящих перед собой никаких воспитательных целей, но также оказывающих влияние на результаты социального воспитания.

Так стоит ли вообще предпринимать попытки оценки качества результатов воспитания, если все равно достоверно не ясно, а чьи же именно эти результаты? Да, потому что для реализации школой своей части воспитательных обязательств важно иметь представление о том, что удалось и чего не удалось достичь обществу в воспитании ее (школы) учеников. Необходимо формировать жизненную позицию членов ученического самоуправления с целью превращения их в активных участников образовательного процесса; развивать единую систему школьного и классного ученического самоуправления, развивать творческую инициативу. Мы считаем основной задачей воспитательного процесса в средней и старшей школе — получение опыта социально-значимой деятельности
(накопление опыта самостоятельного общественного действия –использование на практике социально значимых норм и отношений). Школа продолжит развитие опыта волонтерской деятельности (субботники, помощь управе, благотворительные акции по приглашению детей из детского дома, шефство над ветеранами и др.)

Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Особое внимание в школе уделяется насыщению образовательного процесса современным компьютерным оборудованием, а также освоению и использованию IT- технологий. В образовательном учреждении имеется лаборатории по физике и химии, позволяющие демонстрировать компьютерные модели с помощью проекционного оборудования, выполнять исследования и виртуальные эксперименты, лабораторные работы, интерактивные задания на мультимедийной доске. Для детей всегда открыты двери актовых и спортивных залов, укомплектованных всем необходимым оборудованием библиотеки, учебных мастерских, школьных музеев. Много лет существует уникальные школьные музеи, где показана вся история школы, кадетского образования, история района. Все это позволяет обеспечить здоровье сберегающий и образовательный процесс.

Система образования сегодня должна представлять открытую социально-педагогическую среду взаимодействия с общественностью. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности школы в активном взаимодействии с социумом и семьей. Готовность школы к сотрудничеству с семьей и другими социальными институтами является одной из характеристик её открытости, признаком демократичности. Эта открытость представлена на сайте ГБОУ Школа № 1770, отличающемся высокой информационной наполняемостью. Многие внутришкольные мероприятия и городские проекты, в которых участвуют наши ученики, освещаются средствами массовой информации – в этом тоже проявляется информационная открытость школы перед обществом.

Таким образом, для достижения целей и задач образовательной системы школы используются следующие ресурсы, являющиеся нашими конкурентными преимуществами в сфере образования:
— оправданность высоких ожиданий семей обучающихся в отношении уровня образования детей и готовность семьи сотрудничать со школой;
— наличие педагогических работников с высоким потенциалом, обладающих уникальным опытом;
— развитая система дополнительного образования и досуга для детей и подростков;
— развитие ученического самоуправления;
— рост личных достижений всех субъектов образовательного процесс.;
— уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

Нашему новому обществу нужен человек, способный самостоятельно учиться, творчески мыслить, ответственно принимать решения и воплощать их в жизнь. Именно такого выпускника способна подготовить наша школа.

М.Ю. Горемыкин,

директор ГБОУ Школа № 1770

Метки: , , ,

Выбор редактора