Новости

Главная > МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ > Михаил Горемыкин: Реализация программы «Шахматы в школе» даст качественный скачок образованию

Михаил Горемыкин: Реализация программы «Шахматы в школе» даст качественный скачок образованию

07/08/2017
Михаил Горемыкин: Школьникам необходимо развивать с помощью современных технологий
Михаил Горемыкин

В рамках совместного проекта Шахматной федерации Москвы и Департамента образования столицы с 2017 года во многих школах города введены обязательные уроки шахмат. С сентября этого года популярный проект «Шахматы в школе» реализуются и в Школе №1770. Об особенностях новой программы корреспондент газеты «Нагатинский затон» побеседовал с руководителем Школы №1770, депутатом муниципального округа Нагатинский затон Михаилом Горемыкиным.

— Михаил Юрьевич, Вы сами играете в шахматы?

— Ну, а как иначе? Шахматная игра не перестала быть мудрой и красивой.  К сожалению, не так много людей, способных понимать ее и ценить. Знакомство с шахматами для молодого поколения в настоящее время, скорее, исключение, чем правило. И поэтому я искренне рад, что ситуация начала меняться.

— Какова цель проекта и почему он вводится в обязательном режиме в школах?

— Проект «Шахматы в школе» направлен на всестороннее развитие личности учащихся, формирование у них пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования и повышение интеллектуального уровня абитуриентов. Не случайно именно шахматы признаны одной из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин. В 2015 году уроки шахмат в тестовом режиме ввели в двадцати пяти московских школах. Результаты эксперимента были положительными, и проект предложили расширить и пригласить к участию в нем все московские школы. Правда, пока он охватывает только учеников первых-четвертых классов, для которых уже разработан учебник и необходимые методики преподавания.

Насколько я знаю, идея шахматных уроков в школе обсуждалась очень долгое время. Это так?

Во многих странах шахматы уже давно включены в школьную программу. Международный опыт показывает, что реализация программы «Шахматы в школе» даст качественный скачок образованию школьников по всем предметам.

Расскажите о методике проекта. Насколько она позволит легко освоить шахматные азы детям и насколько им будет эта игра интересна?

— Методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Наша программа будет направлена на создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей, проведение выездных мастер-классов и лекций гроссмейстеров, ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе». Для повышения интереса к этому виду спорта мы будем проводить шахматные фестивали, и сопровождать проект в федеральных, региональных и тематических СМИ.

К слову сказать, проект предусматривает не только введение программ шахматного образования в школьный курс, а также подготовку преподавателей и оснащение школ инвентарем, необходимым для обучения игре.

— Уроки по шахматам будут в расписании или же это внеурочная дисциплина?

— Наша школа вводит шахматы в виде 3-его урока физкультуры и это будет четко закреплено в расписании. Но желающие смогут дополнительно посещать бесплатно кружок по шахматному мастерству во внеурочное время.

Насколько высока предполагаемая планка для обучающихся? Предполагает ли проект систему оценки? Значит ли это, что из школы будут выходить профессиональные гроссмейстеры?

— Программа не ставит себе в задачу подготовку профессиональных спортсменов.  Шахматы в данном случае лишь инструмент для повышения интеллекта наших детей. Игра учит еще и мудрости.

— Михаил Юрьевич, на Ваш взгляд шахматы – это искусство или игра? Чему же в итоге дети будут обучаться?

— Искусство перестает быть искусством, когда принимается поучать и морализировать. Как и игра заканчивается там, где ее пытаются использовать в дидактических целях. Ведь невозможно научить красоте или творчеству. Ребенок сам ищет дорогу в практической деятельности. Как сказал Виктор Франкл: «Игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить». Поэтому, я думаю, что нужно больше игры и меньше дидактики!

Валерий ГУК

Метки: , , , ,

Выбор редактора