Новости

Историк Андрей Топычканов: На Пасху государь раздавал более 30 тысяч «красных» яиц

06/04/2018
Пасхальные традиции
Пасхальные традиции

Пасха — главный праздник в церковном календаре. В XVII веке ее называли Великим днем и отмечали с особым торжеством, особенно заметным при царском дворе. Праздник предваряла полунощница — вечернее богослужение, которое царь слушал во дворце. Особой милостью считалось попасть после полунощницы на царскую аудиенцию — к целованию царской руки. Для этого обязательно надо было нарядится в золотный кафтан. В противном случае приходилось ждать на лестнице, когда царь выйдет к пасхальной утрени.

Утреня совершалась в Успенском соборе Московского Кремля при участии патриарха, архиереев и настоятелей монастырей. У каждой двери стояли стрелецкие полковники и стрельцы, которые также не пускали людей без золотных кафтанов. Многочисленных дворян не пускали в собор и для того, «чтоб… в церкви смятения не было».

После стихир царь христосовался с патриархом и духовенством, приветствуя друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!». Сначала духовные лица целовали царскую руку и получали от государя «красные яйца». Это были гусиные, куриные или деревянные яйца, позолоченные и расписанные растительными узорами. На Пасху государь раздавал более 30 тысяч яиц, над их украшением трудились иконописцы и травщики Оружейной палаты, а также монахи Троице-Сергиева монастыря. После царя с патриархом христосовались члены государева двора. Они целовали патриаршую руку и также получали яйца. Лишь затем бояре христосовались с государем.

По окончанию пасхальной утрени государь шел в Архангельский собор Московского Кремля и христосовался со своими предками, погребенными в соборе, а затем обходил храмы и монастыри Кремля. Завершив обход кремлевских храмов, царь поднимался во дворец вместе с боярами и духовенством: на мужской половине он поздравлял руководителей дворцового ведомства и своих слуг, а на женской — царицу, своих детей, родственников, слуг жены и детей, начиная от боярынь и заканчивая постельницами. Патриарх и архиереи обычно дарили иконы, кресты и золотые монеты.

Члены царской семьи дарили на Пасху друг другу различные подарки, например дорогие ткани (атлас золотный «по лазоревой земле древа, травы и листье косо да репьи золоты»), пуговицы или посуду. В 1628 году царь Михаил Федорович подарил своей жене царице Евдокии Лукьяновне золотой перстень, «а в нем алмаз велик четвероуголен гранен к верху остр». Стоимость подарка составила 600 рублей, что сопоставимо с годовым окладом одного из главных бояр.

Раннюю пасхальную литургию государь слушал в одном из храмов внутри кремлевского дворца. После обедни патриарх подносил пасху и яйца сначала царю, а потом и всем присутствующим. На позднюю литургию царь вновь выходил в Успенский собор Московского Кремля.

Пасхальное торжество состояло в постоянных аудиенциях. Всю пасхальную неделю царь поздравлял своих подданных. Царь Федор Алексеевич, например, в понедельник принимал стольников, во вторник и среду — дворян, в четверг — подьячих, в пятницу — дворцовых слуг и подьячих, в субботу — людей разных чинов. Кроме того, царь успевал посетить московские монастыри и тюрьмы. На Светлой неделе в Кремль приезжали представители дворцовых сел — приказчик и священник, в том числе из села Коломенского. Обычно они подносили государю иконы.

Во время аудиенций члены царской семьи в качестве подарка иногда получали стихи. В 1692 году придворный поэт Карион Истомин поднес царевне Наталье Алексеевне «Воскресную орацию», начинающуюся с таких слов:

Христос воскресе, мертвых воскрешает,

Живущие зде души венчает

Успшия души всели на Небеса,

Туде простерай жив всяк очеса…

Все-таки духовный смысл этого праздника даже в конце XVII века оставался на первом месте.

Автор: Андрей Топычканов.

 

Выбор редактора