В рамках совместного проекта Шахматной федерации Москвы и Департамента образования столицы с 2017 года во многих школах города введены обязательные уроки шахмат. С сентября этого года популярный проект «Шахматы в школе» реализуются и в Школе №1770. Об особенностях новой программы корреспондент газеты «Нагатинский затон» побеседовал с руководителем Школы №1770, депутатом муниципального округа Нагатинский затон Михаилом Горемыкиным.
— Михаил Юрьевич, Вы сами играете в шахматы?
— Ну, а как иначе? Шахматная игра не перестала быть мудрой и красивой. К сожалению, не так много людей, способных понимать ее и ценить. Знакомство с шахматами для молодого поколения в настоящее время, скорее, исключение, чем правило. И поэтому я искренне рад, что ситуация начала меняться.
— Какова цель проекта и почему он вводится в обязательном режиме в школах?
— Проект «Шахматы в школе» направлен на всестороннее развитие личности учащихся, формирование у них пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования и повышение интеллектуального уровня абитуриентов. Не случайно именно шахматы признаны одной из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин. В 2015 году уроки шахмат в тестовом режиме ввели в двадцати пяти московских школах. Результаты эксперимента были положительными, и проект предложили расширить и пригласить к участию в нем все московские школы. Правда, пока он охватывает только учеников первых-четвертых классов, для которых уже разработан учебник и необходимые методики преподавания.
— Насколько я знаю, идея шахматных уроков в школе обсуждалась очень долгое время. Это так?
— Во многих странах шахматы уже давно включены в школьную программу. Международный опыт показывает, что реализация программы «Шахматы в школе» даст качественный скачок образованию школьников по всем предметам.
— Расскажите о методике проекта. Насколько она позволит легко освоить шахматные азы детям и насколько им будет эта игра интересна?
— Методики настолько хороши, что учитель начальных классов может совершенно спокойно сам научиться играть в шахматы и научить детей. Наша программа будет направлена на создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей, проведение выездных мастер-классов и лекций гроссмейстеров, ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе». Для повышения интереса к этому виду спорта мы будем проводить шахматные фестивали, и сопровождать проект в федеральных, региональных и тематических СМИ.
К слову сказать, проект предусматривает не только введение программ шахматного образования в школьный курс, а также подготовку преподавателей и оснащение школ инвентарем, необходимым для обучения игре.
— Уроки по шахматам будут в расписании или же это внеурочная дисциплина?
— Наша школа вводит шахматы в виде 3-его урока физкультуры и это будет четко закреплено в расписании. Но желающие смогут дополнительно посещать бесплатно кружок по шахматному мастерству во внеурочное время.
— Насколько высока предполагаемая планка для обучающихся? Предполагает ли проект систему оценки? Значит ли это, что из школы будут выходить профессиональные гроссмейстеры?
— Программа не ставит себе в задачу подготовку профессиональных спортсменов. Шахматы в данном случае лишь инструмент для повышения интеллекта наших детей. Игра учит еще и мудрости.
— Михаил Юрьевич, на Ваш взгляд шахматы – это искусство или игра? Чему же в итоге дети будут обучаться?
— Искусство перестает быть искусством, когда принимается поучать и морализировать. Как и игра заканчивается там, где ее пытаются использовать в дидактических целях. Ведь невозможно научить красоте или творчеству. Ребенок сам ищет дорогу в практической деятельности. Как сказал Виктор Франкл: «Игра для детей — способ научиться тому, чему их никто не может научить». Поэтому, я думаю, что нужно больше игры и меньше дидактики!
Валерий ГУК
Метки: михаил горемыкин, образование, развитие, шахматы в школе, школа 1770