Презентация научного каталога «Исторический текстиль XVI – начала XX века» прошла в музее-заповеднике «Коломенское» 3 декабря. На этом собрании присутствовали гости из научной и творческой среды: работники музеев, дизайнеры, реставраторы, антиквары, студенты профильных учебных заведений.
Редактор газеты «Нагатинский затон» связался с автором каталога и хранителем фонда «Ткани» музея-заповедника Надеждой Астафьевой и выяснил, что значит для интеллектуальной среды публикация подобной тематической коллекции.
Стоит сразу отметить, что каталог посвящен коллекции исторического текстиля, в которую входят исключительно церковные ткани — шитая утварь и облачения, в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника из серии «Каталоги фондовых коллекций МГОМЗ» в «Коломенском»
— Какое значение имеет публикация этой коллекции? Кого она заинтересует?
— Публикация любой тематической коллекции — важное событие в жизни каждого музея, которое сложно переоценить по значимости как для работников учреждений культуры, так и для антикваров, дизайнеров, да и просто для всех интересующихся этой особой сферой и отечественной историей. Но все-таки эта работа в первую очередь важна для специалистов по художественному текстилю, которых в музеях нашей страны всегда было не так много, как знатоков икон или предметов из металла.
— В чем уникальность этой работы?
— В научном мире отсутствуют монографические исследования по истории русского художественного текстиля, поэтому публикации памятников из тканей XVIII-XIX века российского производства имеет огромное прикладное значение. Современные вышивальщицы и золотошвеи смогут скопировать произведения с изобразительным шитьем, дизайнеры позаимствовать рисунки, сочетание фактур, вдохновиться конкретными орнаментами. Музейным хранителям и реставраторам в их исследованиях и реставрационных работах каталог будет очень полезен. Из всех органических материалов именно ткань наиболее подвержена разрушению временем по объективным причинам. Со временем ткани изнашиваются, выцветают, протираются, появляются утраты, ломаются металлические нити. Датировка и место производства ткани помогут реставраторам в выборе методики своей работы. Любителям истории эти памятники, например времени царей Ивана Грозного или Алексея Михайловича, помогут лучше узнать эпоху. Ведь для памятников с изобразительным шитьем очень важно понять исторический контекст того времени, в которое они были созданы или же узнать имя вкладчика. Зачастую такие сложные памятники наглядно показывали социально-политическую программу, которая выражалась в выборе святых.
— Что собой представляют такие памятники?
— Памятники с сюжетным шитьем — это произведения элитарного искусства, которые создавались в мастерских аристократов: требовались очень дорогие привозные материалы, знаменщики (это художники, которые писали икону на ткани), штат искусных мастериц, имея которых можно было подняться по социальной лестнице, настолько это было престижно. И конечно сами ткани, к которым русский человек относился очень бережно и любовно. Не забывайте, что до императора Петра I ткани были исключительно привозными, не было налажено собственное шелкоткацкое производство. Ткани перешивали, передавали по наследству, светское платье вкладывали в храмы и монастыри, в допетровские времена из одних и тех же тканей шили церковную и светскую одежду. И даже в XVIII веке императрицы жертвовали свои платья на переделку, и они получали вторую жизнь уже в другом качестве. Тогда эти ткани были на вес золота. Со второй половины XVIII века тяжелые, затканные серебром ткани стали использовать в интерьере как декор и обивку и по-прежнему для нужд церкви.
— Вы закончили работать над каталогом. Уже созрели новые творческие планы?
— Я, скорее, вовремя остановилась и решила поделиться плодами своего труда с остальными. Закончила систематизировать коллекцию, дала широкий обзор, открыла научному миру. Дальше буду углубляться, прорабатывать нюансы. Работы предстоит еще много.
Справочно:
Все 145 предметов коллекции относятся к периоду от XVI до начала XX века и выполнены из разнообразных привозных и русских драгоценных и шелковых тканей. Вещи разделены в каталоге по разделам и систематизированы по образцу составления традиционных описей монастырских тканевых ризниц, т.е. разделы построены так, как эти вещи «жили» в храме. Есть уникальные памятники, каждый из которых заслуживает своей презентации.
Коллекция церковных тканей начала формироваться с года основания музея – 1923 г., его первым директором Петром Дмитриевичем Барановским, выдающимся архитектором-реставратором. Подобная коллекция, как утверждает автор каталога, довольно специфичная в силу разных обстоятельств.
Фото: сайт музея-заповедника «Коломенское»
Иллюстрации любезно предоставила автор каталога Надежда Астафьева
Метки: «Коломенское», исторический текстиль, Надежда Астафьева, научный каталог, церковный текстиль