Юбилейная дата — 105 лет со дня рождения Константина Михайловича Симонова – известного советского писателя, общественного деятеля, военного корреспондента, — наступит 28 ноября. Константин Симонов всегда был верен одной главной теме своего творчества: мужество и героическое служение Родине. В годы Великой Отечественной войны поэзия для писателя была самым любимым литературным жанром, она пронизана верой в победу, горечью и болью от гибели товарищей, родных и любимых, стремлением сохранить воспоминания о каждом из них.
Память о нем сегодня живет в миллионах сердцах читателей и поклонников его таланта. В районе Нагатинский затон имя Симонова носит районная библиотека № 162, которой руководит депутат муниципального округа Нагатинский затон Татьяна Шишкова. В честь юбилея писателя сотрудники читальни подготовили цикл онлайн-мероприятий, рассказывающих о жизни и творчестве автора.
«Если бы он написал только одно-единственное стихотворение «Жди меня», то все равно навсегда вошел бы в Золотой фонд русской литературы. Но из-под его пера вышли несколько сотен стихов, поэмы, повести, романы и киносценарии. Почти все его творчество было посвящено Великой Отечественной войне – главному событию, которое красной нитью прошлось по жизни людей его поколения. Как и все мы, Константин Симонов не был идеальным человеком, но его литературный талант сделал писателя бессмертным», — отметила депутат муниципального округа Нагатинский затон Татьяна Шишкова.
Верность слову
Будущий поэт, прозаик, драматург и киносценарист Константин Симонов родился в 1915 году в Петрограде. При рождении он был наречен Кириллом. Его отец Михаил Агафангелович Симонов был генерал-майором императорской армии. По линии матери Константин Михайлович был дворянином – княжна Александра Леонидовна Оболенская-Шаховская имела прекрасное образование Смольного института, в совершенстве знала французский и немецкий языки, писала стихи и в целом очень любила литературу и была невероятной красавицей.
Она вышла замуж за Михаила Симонова довольно рано. Но революция и последующая Гражданская война не дали Константину возможности жить вместе с родным отцом. В 1920-1922 годах пришли последние весточки от Михаила Симонова: он вместе со своей воинской частью находился на территории Польши и звал жену вместе с сыном перебраться к нему. Фактически это означало эмиграцию. Но Александра Леонидовна решила остаться на родине, и после 1922 года следы Михаила Симонова окончательно потерялись. Константин отца так никогда больше и не увидел.
Когда мальчику было 7 лет, они с матерью переехали из Петрограда в Рязань, где Александра Леонидовна вышла замуж за бывшего полковника Александра Иванишева, который работал в военном училище, преподавая красноармейцам военное дело.
Обстановка в родительской семье была по-настоящему военная: все было строго, но справедливо, с детства мальчику внушались понятия долга, чести, верности слову. Мама занималась домашним хозяйством и воспитанием сына, в котором души не чаяла. До конца жизни она хранила все записки, рисунки и письма Кирюши, и так и не смогла примириться с решением сына стать Константином, считая, что он «испоганил свое имя».
Рабочая профессия
После окончания семилетки Симонов принял решение идти учиться на токаря, так как всерьез увлекся идеей строительства социализма и искренне хотел связать свою жизнь с рабочей профессией. Через некоторое время он вместе с семьей переехал в Москву, где пошел доучиваться на второй курс Фабрично-заводского училища, потом работал на авиационном заводе, а затем токарем в механической мастерской кинофабрики «Межрабпомфильм». В итоге Симонов стал токарем седьмого разряда (при том, что в СССР было всего восемь разрядов), и его часто называли человеком с «золотыми руками».
Стихи и Беломорканал
К этому времени он уже довольно серьезно увлекался стихами, которые начал писать еще в 7 лет. И, вдохновленный строительством Беломорско-Балтийского канала, написал поэму «Беломорканал», некоторые части которой были опубликованы. На стихи обратили внимание, и через некоторое время молодой поэт Симонов был отправлен в командировку на Беломорканал, чтобы он своими глазами увидел, как на этой грандиозной стройке бывшие уголовники перековываются в строителей социализма, и доработал поэму. Как вспоминал позднее сам поэт, эта поездка действительно вдохновила его, и он вернулся в столицу полный воодушевления и энтузиазма и дальше прославлять строительство социализма. В поздние годы он будет спрашивать сам себя, насколько сильно он был ослеплен верой в светлое будущее, верой в Сталина?
Литературный институт
Такой поворот событий привел к тому, что в 1934 году Константин Михайлович стал студентом вечернего отделения Литературного института, а затем перевелся на дневное. Чуть позже он поступил в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории (окончить ее помешала война). Его стихи начали публиковать в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».
Приближение войны
В 1939 году Константин Симонов был направлен военным корреспондентом на Халхин-Гол, а оттуда в Белоруссию. Там он тяжело заболел пневмонией и только благодаря матери, которая каким-то чудом прорвалась к сыну и забрала его еле живого в Москву, он выжил. В том же 1939 году он окончательно прощается с именем Кирилл и официально берет псевдоним «Константин Симонов», под которым его вскоре узнает и полюбит весь Советский Союз.
«Жди меня»
В августе 1941 года Константин Симонов, раздавленный ужасами первых месяцев войны, ненадолго попав в Москву, ночуя на даче у друга Льва Кассиля, пишет свое самое знаменитое стихотворение «Жди меня», посвященное его возлюбленной – актрисе Валентине Серовой. Сначала у него даже в мыслях не было публиковать стих, настолько личным и сокровенным он получился.
Но вскоре друзья его убедили, что эти строки нужны всем солдатам, которые также, как и он, жили этой надеждой: что их ждут. Стих вышел в печать. Его перепечатывали, переписывали от руки, заучивали наизусть. Четверостишия стали настоящей молитвой для тысяч и тысяч фронтовиков… И даже в разгар антисоветской эпохи 90-х годов, когда все советское подвергалось гонению, это стихотворение осталось и в школьной программе, и на устах – оно стало поистине бессмертным.
Будучи военным корреспондентом, Константин Симонов побывал в самых разных точках фронта.
После войны
После окончания Великой Отечественной карьера писателя уверенно пошла вверх. Он занимал редакторские посты в ведущих изданиях «Новый мир» и «Литературная газета», был секретарем президиума Союза писателей, избирался депутатом Верховного Совета СССР, много и часто ездил по зарубежным командировкам.
Критика
В эти же годы произошли события, о которых он не любил вспоминать: преследование неугодных писателей, в том числе Михаила Зощенко, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака. Кто-то будет его осуждать за этот шаг, кто-то посчитает, что это было вынужденной мерой того времени. Сам Константин Михайлович много раз будет задавать себе многие «неудобные вопросы» на склоне лет, анализируя свой путь. Эти размышления умного думающего человека ясно показывают нам, что когда происходили сами события, писатель искренне верил в то, что делает и пишет.
Благодарность
В то же самое время нельзя не отметить и множество больших поступков писателя. Именно ему мы обязаны возвращением читателям романов Ильфа и Петрова, выходом в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол». И это только то, что касается непосредственно литературы. А ведь были еще и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка живописца и дизайнера Татлина, восстановление выставки «XX лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбе Алексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. У него, как у депутата, была масса хлопот об обычных людях. Переписку с ними ему помогал вести отчим, и делал это со всей военной аккуратностью, и переписки этой – кому помочь с жильем, кому с лечением, кому с пенсией – у него в архиве накопилось десять томов.
Поздние годы
С началом оттепели Константин Симонов попал в немилость к Никите Хрущеву из-за своей преданности Сталину. Итог: писатель был отправлен в командировку в Ташкент, что по сути означало ссылку. Симонов возвращается к литературной деятельности. Но стихов в эти годы почти не пишет, сосредоточившись на прозе. В эти годы были написаны множество романов, повестей, пьес и сценариев к фильмам. Кроме того, Константин Михайлович работал как переводчик, открывая русскоязычной аудитории стихи Киплинга, Гамзатова, Шевченко и других известных поэтов.
Константин Симонов умер в августе 1979 года от рака легкого. Согласно его завещанию, прах писателя был развеян над Буйничским полем под Могилевом.
Метки: библиотека 162, Константин Симонов, татьяна шишкова, юбилей