Новости

Дмитрий Балыков: Водным воротам Москвы исполнилось 145 лет

03/11/2022
Фото: страница Дмитрия Балыкова в социальных сетях

Москворецкой шлюзованной системе в октябрн исполнилось 145 лет. О роли и задачах данного гидротехнического сооружения рассказал 3 ноября начальник филиала ФГБУ «Канал имени Москвы», депутат муниципального округа Нагатинский Затон Дмитрий Балыков.

— Благодаря созданию Москворецкой шлюзованной системы на протяжении долгих лет выполняют важные функции, главной из которых остается обеспечение судоходства на Москве-реке, — отметил Дмитрий Евгеньевич.

Он рассказал, что за последние десятьлет по участку Москворецкой системы провели 170 608 шлюзований. Также за все это время прошло 337 884 судна различного назначения, перевезли 46 580 000 тонн грузов и 3 407 000 пассажиров. Общая протяженность водных путей составила 132 километра.

Фото: страница Дмитрия Балыкова в социальных сетях

Дмитрий Евгеньевич отметил, что, оказывается, канал имени Москвы празднует в этот день еще один значимый юбилей своей истории. Ровно 45 лет назад Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик за достигнутые успехи в обеспечении перевозок народнохозяйственных грузов наградил канал имени Москвы Орденом Трудового Красного Знамени.

Для улучшения условий судоходства на реке с 1874 по 1877 годы Товарищество Москворецкого туерного пароходства построило гидроузлы Перервинский, Бесединский (сейчас Трудкоммуна), Андреевка, Софьино, Фаустово и Северка. В результате образовалась Москворецкая шлюзованная система.

— С постройкой плотин и шлюзов судоходство на Москве-реке сразу же возросло, и грузооборот, не превышавший ранее 60 000 тонн, достиг 100 000 тонн в навигации, при этом доставка значительно ускорилась и удешевилась в три-четыре раза, — отметил Дмитрий Балыков.

В 1902 году шлюзованная Москва-река перешла в ведение Московского округа путей сообщения и судоходство на ней стало более интенсивным, чему поспособствовали принятые меры по улучшению судоходный условий реки Ока на участке Коломна-Рязань.

Особую роль сыграла Москворецкая система в годы Великой Отечественной войны, помогая в перевозках грузов по перегруженным и поврежденным железным и шоссейным дорогам.

Фото: страница Дмитрия Балыкова в социальных сетях

В 1958 году Москворецкая шлюзованная система перешла в подчинение Управления канала имени Москвы. Это послужило толчком к резкому подъему уровня культуры технической эксплуатации, а затем и реконструкции старых Москворецких сооружений.

С 1961 по 1972 годы без прекращения судоходства реконструировали гидроузлы Бесединский (Трудкоммуна), Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка. Проектирование гидроузлов проведел Гипроречтранс Министерства речного флота РСФСР, а строительство выполнили четвертый экспедиционный отряд гидротехнических работ Подводречстроя. Габаритные размеры камер шлюзов – 270 на 18 метров. Минимальная глубина на порогах шлюзов – 2,5 метра.

В период 1983 по 1989 годы построили новые железобетонные плотины на гидроузлах Андреевка и Трудкоммуна. Конструкции железобетонные, судоходные с плоскими затворами. Плотины имеют два пролета — судоходный шириной 50 метров и водосбросной шириной 25 метров.

С 2009 по 2012 годы провели реконструкции верхних и нижних голов шлюзов гидроузлов Трудкомунна, Андреевка, Софьино, Фаустово, Северка с заменой сегментных полноповоротных уравновешенных затворов.

— Сегодня все шлюзы Москворецкой шлюзованной системы оборудованы полноповоротными уравновешенными сегментными затворами, которые по сравнению с двустворчатыми воротами позволяют значительно сократить время наполнения и опорожнения камеры шлюза. Применение такой конструкции затворов помогло принять принципиально новое компоновочное решение головы шлюза, при котором механизмы размещают только на одной стороне. Наполнение и опорожнение камер происходит из-под затвора. Благодаря реконструкции шлюзов пропускная способность Москворецкой шлюзованной системы существенно увеличилась, — отметил Дмитрий Балыков.

Метки: , , , ,

Выбор редактора